В течение ряда лет успешно внедрялись на отечественный и зарубежный рынок, выпускаемые фирмой ООО "НОРДИКС-МЕТРОЛОГИЯ" универсальные точные беспульсационные ролико-лопастные расходомеры.
По сравнению с широко распространенными высокоточными поршневыми расходомерами ролико-лопастные имеют долговечность на порядок выше, так как в их конструкции исключен контакт "металл - металл".
В отличие от некоторых типов машин и приборов камерного типа, эти расходомеры выполнены по прямоточной схеме. Их рабочие органы не имеют клапанов и другой распределительной аппаратуры, которая обычно является источником шума, пульсаций и гидравлических (или газовых) потерь.
Это обуславливает технико-экономические преимущества внедрения ролико-лопастных расходомеров непосредственно на тепловозах.
На тепловозах расходомеры устанавливаются в виде счетчиков расхода дизельного топлива. Кроме того, при необходимости оперативной проверки бортовые приборы можно использовать для оптимизации вождения поездов и нормирования расхода топлива дизелем данного тепловоза.
С 2000 г. ООО "НОРДИКС-МЕТРОЛОГИЯ" начало серийно изготавливать автономные ролико-лопастные расходомеры, выполненные на базе наиболее распространенных типов ОР-40 и ОР-100. Основное отличие таких расходомеров заключается в электронной измерительной головке фирмы «CURTIS» (изготовление в Германии), имеющей автономное батареечное питание. Сигнал к счетчику подается герконовым датчиком типа ДГКИ-02-02.1 (Научно-производственное предприятие «Тепловодохран» г. Рязань).
Вторичные приборы «CURTIS» применяются как счетчики объема и расхода топлива.
Расходомеры ОР-40/4СЭ и ОР-40/2СЭ поставляются потребителю с прибора-ми «CURTIS», заранее подготовленными к работе и не требующими дополнитель-ной настройки и программирования.
После остановки дизеля счет объема прекращается. Затем при повторном пус-ке счет продолжается с предыдущего значения. Таким образом, происходит накоп-ление (суммирование) значений объема топлива, потребляемого дизелем. Макси-мальный объем топлива, фиксируемый прибором при настройке составляет 9999999,9 л или 9999,9999 куб. м. После прохода этого значения счет продолжается с нуля.
Срок службы прибора «CURTIS» не менее 12 лет.
Наработка на отказ автономного вторичного прибора лимитируется числом срабатывания герконового датчика. Герконовый датчик стоимостью 300 руб. с НДС – неремонтируемое изделие. Замена двух герконовых датчиков в расходомерах непосредственно на тепловозе выполняется за 25 мин. Расход топлива дизелями тепловозов фиксируется с точностью не хуже 0,4 % или погрешность измере-ния: 4 кг на 1 т дизельного топлива.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ РАСХОДОМЕРОВ.
1999 г.
В 1999 г. ролико-лопастными расходомерами оборудованы депо Московской ж.д.: Бекасово (на пункте экипировки тепловозов), Рязань, Узловая, Люблино (на пунктах реостатной диагностики тепловозов). На Горьковской ж.д. – депо Горький-Сортировочный.
2000 г.
В 2000 г. оборудованы локомотивные депо Московской ж.д.: Унеча, Новомос-ковск (на пункте экипировки тепловозов). На Дальневосточной ж.д. – депо Хабаровск.
2001 г.
В 2001 г. комплекты расходомеров приобрели на Московской ж.д. депо Оже-релье, Курск. В первой половине года планируется установка в депо Москва-3 и Москва-Сортировочная, а также в ряде депо Свердловской, Северной и Юго-Восточной ж.д. (на пунктах реостатной диагностики тепловозов). Для стационарной установки на тепловозы приобретают расходомеры некоторые крупные пред-приятия промышленного транспорта России, Украины и Белоруссии.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА.
Универсальные точные беспульсационные ролико-лопастные расходомеры ООО "НОРДИКС-МЕТРОЛОГИЯ" производятся на оборонных предприятиях г. Химки. Производство расширяется в зависимости от потребности заказчиков.
ЦЕНА ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ
Розничная цена ролико-лопастных расходомеров для предприятий 9-и отраслей промышленности России составляет:
Стационарные расходомеры:
- ОР-40/4С, ОР-40/2С и ОР-40С – 28800 руб. (с НДС);
- ОР-100/6С, ОР-100С – 43200 руб. (с НДС);
- Вторичный прибор МС-75 (~220 В) – 4200 руб. (с НДС).
Бортовые расходомеры:
- ОР-40/4С, ОР-40/2С – 28800 руб. (с НДС);
- Вторичный автономный прибор «CURTIS» (батареечное питание 3,5 В) – 3000 руб. (с НДС).
Общая стоимость оборудования:
Пункт реостатной диагностики:
Два расходомера ОР-40С или ОР-40/2С и один вторичный прибор МС-75 - (28800х2+4200)=61800 руб.
Секция тепловоза:
- Два расходомера автономного исполнения ОР-40/4СЭ и один вторичный прибор «CURTIS-261» для тепловозов серий: ТЭ10М(В); М62; ТЭП60; ТЭМ2 – (28800х2+3000)=60600 руб.
- Два расходомера автономного исполнения ОР-40/4СЭ и два вторичных при-бора «CURTIS-260 или 262» для тепловозов серии ТЭ116 – (28800х2+3000х2)=63600 руб.
- Два расходомера автономного исполнения ОР-40/2СЭ и два вторичных при-бора «CURTIS-260 или 262» для тепловозов серии ЧМЭ3(Т,Э); – (28800х2+3000х2)=63600 руб.
Внимание: ООО "НОРДИКС-МЕТРОЛОГИЯ" предлагает своим клиентам ряд услуг, заключающихся в значительном снижении цен на оптовую партию расходомеров. В том случае, если приобретается партия расходомеров свыше 20 штук, стоимость одного расходомера снижается на величину НДС.
Таким образом при оборудовании бортовыми автономными расходомерами 10-ти и более тепловозов стоимость комплекта для тепловозов серий ТЭ10М(В); М62; ТЭП60; ТЭМ2 составит – (24000х2+3000)=51000 руб., для серий ТЭ116 и ЧМЭ3(Т, Э) – (24000х2+3000х2)=54000 руб.
Учеными кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа разработаны схемы установки блоков расходомеров на различные серии тепловозов. При необходимости возможно проведение учебы заинтересованных лиц (машини-стов-инструкторов и теплотехников) как на территории учебной лаборатории кафедры, так при выезде в локомотивные депо.
Пример установки измерительного комплекса в локомотивном депо Унеча Московской ж.д.:
- Стоимость расходомеров ОР-40/2С и вторичного прибора МС-75 - 61800 руб.
- Стоимость ящика (изготовление в учебных мастерских МИИТа) – 650 руб.
- Стоимость шлангов и арматуры (штуцера, крепление приборов и т.д.) – 2400 руб.
- Выезд 2-х специалистов на установку блока (срок 6-9 дней), обучение ра-ботников депо, передача конструкторской и методической документации, согласование вторичного прибора МС-75 с существующими системами диагностики на пункте реостатной диагностики – 25150 руб.
ИТОГО: для локомотивного депо Унеча оборудование измерительным ком-плексом составило 90 тыс. руб. Работы выполнены в апреле 2000 г.
Аналогичные расценки в зависимости от дальности нахождения и объема ра-бот существуют для других локомотивных депо МЖД.
Оборудование бортовым измерительным комплексом одного тепловоза:
- Стоимость расходомеров ОР-40/4СЭ (ОР-40/2СЭ) и вторичных автономных приборов «CURTIS-261» - 60600 руб. (63600 руб. для ТЭ116 и ЧМЭ3).
- Стоимость шлангов и арматуры (штуцера, крепление приборов и т.д.) – 1300-2400 руб. (в зависимости от серии тепловоза);
- Выезд 1-2-х специалистов на установку блока (срок 1-2 дня), обучение ра-ботников депо, передача методической документации – 5000 руб.
ИТОГО: единичное оборудование тепловоза обойдется в 74900 - 79000 руб.
Оборудование бортовым измерительным комплексом свыше 10-ти тепловозов одного депо:
- Стоимость расходомеров ОР-40/4СЭ (ОР-40/2СЭ) и вторичных автономных приборов «CURTIS-261» - 51000 руб. (54000 руб. для ТЭ116 и ЧМЭ3).
- Стоимость шлангов и арматуры (штуцера, крепление приборов и т.д.) – 1300-2400 руб. (в зависимости от серии тепловоза);
- Выезд 1-2-х специалистов на установку блоков (срок 6-8 дней), обучение ра-ботников депо, передача методической документации – 18000 руб.
ИТОГО: оборудование 10-ти тепловозов одного депо обойдется в 541000 - 582000 руб. или 54100 - 58200 руб. на один тепловоз.
Эффективность внедрения мероприятий
Пункт реостатной диагностики
Экономический эффект от использования расходомеров на пункте реостатной диагностики определяется по формуле:
где К - стоимость 2-х расходомеров и одного прибора МС-75;
У - стоимость установки расходомеров на пункте реостатной диагностики тепловозов (18200 руб с НДС);
Результат от использования расходомеров на пункте реостатной диагностики можно определить по формуле:
где Мтопливо – экономия дизельного топлива за одну поездку после настройки характеристик дизеля (85,7 для тепловоза 2ТЭ10М), кг;
Ц топливо – цена 1 кг топлива 3,9 руб;
(Д-к) – период от «Д» до «к» в течение одного месяца, за который отмеча-ется экономия топлива (принимаем 10 дней), дн;
m – среднее число тепловозов приписного парка депо, шт.
з - обобщающий коэффициент, зависящий от количества и вида выполняемых регулировок при реостатных испытаниях (полные или контрольные испытания при выпуске тепловоза из текущих ремонтов ТР-2 и ТР-3, включающие обкаточные или сдаточные испытаний). Например, в локомотивном депо «Узловая» Московской ж.д. из четырех секций тепловозов ТЭ10М № 3329А, 3466А, 1345Б и 2127А, проходивших реостатные испытания за период с 26 по 29.10.99 г., только № 2127А потребовал дополнительную регулировку топливной аппаратуры на стенде ПКБ ЦТ МПС типа А-2240. Контроль и регулировка дизель-генераторных установок в этом депо выполняются с применением ролико-лопастных расходомеров типа ОР-40С.
За месяц экономия топлива на 1 тепловоз составит:
,кг.
Соответственно:
А срок окупаемости единовременных затрат, связанных с приобретением и установкой расходомеров на одной реостатной позиции составит:
, лет
или соответственно
Тниз=0,3809/0,3=1,26 лет;
Тср=0,3809/0,5=0,76 лет;
Тверх=0,3809/0,7=0,54 лет.
Расчет экономической эффективности от внедрения автономных бортовых рас-ходомеров на тепловозах будет предложен позже после получения предварительных результатов установки ролико-лопастных расходомеров на тепловозы в локомотив-ных депо Узловая (грузовой 2ТЭ10М) и депо Унеча (пассажирский 2М62). Работа может быть выполнена при финансировании МЖД предложенной темы : «Поставка ролико-лопастных расходомеров для проведения реостатных испытаниях магист-ральных и маневровых тепловозов в локомотивных депо и установки на тепловозы для нормирования потребления топлива в эксплуатации».
Расчет экономической эффективности внедрения бортовых устройств измерения расхода дизельного топлива на локомотивах промышленного транспорта пока-зал сроки окупаемости затрат в диапазоне1,2 - 1,8 лет в зависимости от серии при-меняемых тепловозов и объемов выполняемых транспортных работ.
ООО "НОРДИКС-МЕТРОЛОГИЯ" МГУ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
МОСКВА – 2001 г.
Расчет составили:
доцент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа
Балабин В.Н.
доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством» МИИТа
Канивец Р.Ф.